Описание проблемы
Проблема сохранения и обновления устаревшего строительного фонда в Украине приобретает все большие масштабы. Причина этому – большое количество объектов общественного и жилого фонда, предельный срок эксплуатации которых истек или истекает. На сегодня очень большую долю составляют здания, построенные в периоды массового строительства, которые уже давно не удовлетворяют современным требованиям и нуждаются в проведении ремонтно-восстановительных работ. Такое состояние зданий прямым образом влияет на снижение комфорта пребывания украинцев в зданиях и приводит к значительным энергопотерям. Местные органы власти, которые после децентрализации получили значительные полномочия, пытаются проводить ремонты местного строительного фонда, однако из-за отсутствия четких планов реконструкции ремонты в зданиях проводятся хаотично, без учета приоритетов и реальных потребностей местных громад. Единственным правильным решением в этой ситуации является разработка Стратегии термомодернизации зданий, которая должна стать для местных органов власти направляющим вектором во внедрении государственной и региональной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, строительства, градостроительства и обеспечения энергетической эффективности зданий.
Пути решения проблемы
Разработка Стратегии термомодернизации зданий требует наличия надежных данных относительно базовых энергетических и эксплуатационных показателей по зданиям. Именно поэтому Министерство развития громад и территорий Украины, при поддержке Проекта международной технической помощи «Реформа в сфере энергоэффективности в Украине» Немецкого общества международного сотрудничества GIZ GmbH, начало пилотный проект «Создание Национальной базы данных энергетических и эксплуатационных характеристик зданий». К реализации данного проекта также привлекли специалистов ООО «ФИАТУ» в качестве технических экспертов по энергоэффективности и финансированию энергоэффективных мероприятий.
На первом этапе реализации проекта к работе в базе были привлечены областные государственные администрации 12 областей Украины (Херсонская, Винницкая, Житомирская, Ивано-Франковская, Николаевская, Полтавская, Львовская, Черновицкая, Ровенская, Сумская, Кировоградская, Донецка). Благодаря совместным усилиям технических экспертов и привлеченных ОГА была проведена кропотливая работа по созданию базы областных бюджетных зданий и ее наполнению надежными и качественными показателями по энергетическим и эксплуатационным характеристикам зданий.
Результаты и выгоды
Результатом проведенной работы стало внедрение Национальной базы данных энергетических и эксплуатационных характеристик зданий, в которую уже вошло 6164 бюджетных здания из 12 областей Украины и была сформирована база надежных данных для разработки Стратегии термомодернизации зданий.
Одним из достижений внедрения базы стало формирование рейтингов энергоэффективности зданий привлеченных ОГА, которые уже обнародовали данные на своих официальных сайтах:
Херсонская ОГА https://khoda.gov.ua/
Житомирская ОГА https://oda.zht.gov.ua/main/energozberezhennya/
Ивано-Франковская ОГА http://www.if.gov.ua/
Николаевская ОГА https://www.mk.gov.ua/ua/oda/pidrozidyly/gkh/1551099569/
Полтавская ОГА http://www.adm-pl.gov.ua/page/energoefektivnist-ta-energozberezhennya
Львовская ОГА https://loda.gov.ua/news?id=52577
Черновицкая ОГА https://bukoda.gov.ua/new/13567
Ровенская ОГА https://www.rv.gov.ua/energoefektivnist
Сумская ОГА http://sm.gov.ua/ru/reitynh-enerhoefektyvnosti-budivel.html
Кировоградская ОГА http://ekolog.kr-admin.gov.ua/item/842-reitynh-budivel-oblasnykh-biudzhetnykh-ustanov
Донецкая ОГА https://ekonom.dn.gov.ua/ua/ekonomika/energozberezhennya
Кроме того, создание Национальной базы данных зданий стало беспрецедентным шагом на пути к внедрению полной инвентаризации общественных и жилых зданий страны в единой системе, что ранее не представлялось возможным.
Как результат, внедрение Национальной базы данных зданий не только создало предпосылки для формирования Стратегии термомодернизации зданий, но и стало доказательством институциональной способности власти продвигаться, используя системные подходы, к поставленной цели – сохранению существующего строительного фонда, повышению эффективности его эксплуатации и существенному повышению комфорта пребывания людей.