Описание проблемы
Более двадцати лет энергосбережение и энергоэффективность являются стратегической сферой политики государства и одним из факторов развития регионов. Однако многолетние попытки совершенствования законодательства в сфере энергосбережения привели к созданию неэффективных подзаконных актов по вопросам энергосбережения и породили функционально не структурированную, аморфную систему государственного управления в этой сфере. Как результат, в основном мероприятия по энергосбережению имеют хаотичный, фрагментарный характер, что не дает ощутимых результатов.
Современная идеология энергосбережения требует комплексного подхода для успешного решения проблем и принятия эффективных решений, основанных на передовой стратегии DDDN (Data Driven Decision Making) – принятие решений на основе данных. Его главный постулат – решение нужно принимать, опираясь на анализ цифр, а не интуицию и личный опыт. В рамках этого подхода для выбора верной стратегии энергоэффективного развития регионам прежде всего необходимо иметь реальную картину происходящего в области потребления энергоресурсов.
Пути решения проблемы
Первым практическим шагом на пути внедрения стратегии DDDN в сфере энергосбережения стало развитие Национальной базы данных энергетических и эксплуатационных характеристик зданий в качестве источника официальных государственных данных для принятия взвешенных решений по термореновации. Одним из важных критериев функционирования Национальной базы данных зданий является обеспечение достаточной полноты данных в системе (не менее 90% привлеченных учреждений), что гарантирует наиболее достоверную информацию об уровне энергоэффективности зданий, качественным образом влияет на расчет показателей при среднесрочном планировании мероприятий по термомодернизации.
Для решения этого вопроса ООО «ФИАТУ» был разработан и внедрен действенный алгоритм сбора данных в 24 ОГА, основанный на оптимизации коммуникационных связей и применении эффективной схемы документооборота и информационных потоков. Благодаря этому уровень привлеченных учреждений 1-й волны ОГА был увеличен с 70% до 94%, по 2-й волны уже на первоначальном этапе количество привлеченных учреждений сразу составила 85%, по 14 ОГА к работе в базе привлечено 90-100% учреждений.
Основной фактор успеха – это постоянная экспертная поддержка процесса.
Результаты и выгоды
Результатом является имеющийся массив качественных данных с более 600 тыс. показателей (эксплуатационных, технических, показателей энергопотребления и т.п.), который ежемесячно увеличивается на 50-60 тис. показателей. Имеющиеся данные уже работают на практике, демонстрируя в публичном пространстве рейтинги энергоэффективности по регионам. Собранные данные являются качественной основой для разработки государственных и региональных среднесрочных планов термомодернизации зданий и последующей верификации эффекта от внедрения мероприятий.
Мы обеспечиваем государство неоценимым инструментом для внедрения политики в области энергоэффективности, с целью повышение уровня регионального развития.